Нужна ли в церкви иерархия?

Сегодня присутствие в церкви иерархии считается настолько важным, что существование церкви без иерархии кажется людям немыслимым. Более того, отрицание иерархии зачастую воспринимается как бунт против Бога и против установленного Им порядка. Однако у меня есть вопрос. Как к идее иерархии относился Сам Иисус? Какой Он видел Свою церковь?

Согласно словарю, иерархия [гр. hierarchia < hieros священный + arche власть] – это 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения (иерархическая лестница). Другими словами, при иерархии люди делятся на высших и низших, и низшие должны подчиняться высшим. Эти высшие могут называться по-разному: князья, короли, начальники, пасторы, лидеры и т.д. и т.п.

Теперь посмотрим, что по поводу иерархии сказал Иисус. Однажды к Нему подошла Саломия, мать сыновей Зеведея, и обратилась к Нему с просьбой: “Вели, чтобы оба мои сына сели один по правую, а другой по левую руку от Тебя в Твоем Царстве.” Саломия была тетей Иисуса, и хотела продвинуть своих сыновей Иакова и Иоанна, двоюродных братьев Иисуса. Скорее всего, ее попросили об этом сыновья. Иисус ответил ей, что она не знает, чего просит. Остальные ученики, услышав об этом, рассердились. Ученики часто спорили, кто из них больше, и они рассердились, что Иаков и Иоанн попытались их обойти. Все это дало Иисусу возможность поговорить о власти в Его царстве. “Вы знаете, что языческие правители господствуют над своими народами, и знать владеет людьми их. У ВАС ПУСТЬ БУДЕТ НЕ ТАК. Наоборот, кто хочет стать среди вас самым великим, должен быть вам слугой, и кто хочет быть среди вас первым, должен быть вам рабом. Ведь и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить другим и отдать Свою жизнь как выкуп за многих.”

В этих стихах Иисус описывает иерархическую систему языческого мира: одни люди управляют другими. И при этом ясно и страстно говорит: “У вас пусть будет не так”. Иерархической системе нет места среди Его учеников. Ученики должны брать пример со своего Учителя, который пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы служить другим.

Чуть позже Иисус возвращается к этой теме, говоря о том, как фарисеи стремятся занимать почетные места и как они любят, когда их приветствуют на площадях и когда к ним обращаются: “учитель”. Иисус сказал: “Вас же путь не называют “учитель”, потому что у вас один Учитель – Господь, А ВСЕ ВЫ – БРАТЬЯ. И ни к кому на земле не обращайтесь “отец”, потому что у вас только один Отец, Который на небесах. Пусть вас не называют “наставник”, потому что у вас один только Наставник – Христос. САМЫЙ ВЕЛИКИЙ ИЗ ВАС БУДЕТ ВАМ СЛУГОЙ, ПОТОМУ ЧТО КАЖДЫЙ ВОЗВЫШАЮЩИЙ СЕБЯ БУДЕТ УНИЖЕН И КАЖДЫЙ УНИЖАЮЩИЙ СЕБЯ БУДЕТ ВОЗВЫШЕН.”

Мне очень нравится перевод этих стихов в The Message. В этом переводе Иисус говорит о фарисеях: “Они обожают сидеть во главе стола на церковных обедах, наслаждаясь высоким статусом, купаясь в лучах людской лести, принимая почетные степени доктора и преподобного.” Далее, Иисус говорит: “Не позволяйте людям поступать с вами так же, возносить вас на пьедестал. У вас один Учитель, а вы все одноклассники. Не ставьте людей экспертами над своей жизнью, позволяя им указывать вам, что делать. Оставьте эту власть Богу, пусть Он указывает вам, что делать. Никто не должен носить титул “Отец”, у вас только один Отец, и Он на небе. И не позволяйте людям хитрыми манипуляциями становиться начальниками над вами. Есть только один Лидер в вашей жизни и в их жизни – Христос. Хочешь выделиться? Унизь себя. Будь слугой. Если станешь напыщенным, из тебя выбьют эту напыщенность. Но если тебе будет достаточно просто быть собой, твоя жизнь будет много значить.”

Думаю, Иисус выразился предельно ясно. Среди Его учеников не должно быть никакой иерархии. У них один Учитель, а они все одноклассники. У них один Отец, один Лидер, один Пастор. Только Он может указывать им, что делать. В сегодняшней же церкви мы видим развитую систему иерархии, которая ничем не отличается от мирской. Те же начальники, директоры, которые управляют людьми. Более того, церковь пошла еще дальше, и послушание этим начальниками приравнивается к послушанию Богу.

Интересно, что дары апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей воспринимаются теперь в свете иерархической парадигмы. Все эти дары – это разные слуги в Теле Христовом. Как в доме слуги выполняют разные обязанности: кто-то убирает в доме, кто-то чистит конюшню, кто-то готовит еду, так в Божьем доме есть разные слуги: апостолы, пророки и т.д. Каким же образом слуга (служитель) стал в церкви начальником? Иисус сказал, что это произошло “хитрыми манипуляциями”. Уже при жизни апостолов в церквях появились любящие первенствовать, стремящиеся главенствовать. И Павел предупреждал, что появятся волки, которые увлекут учеников “за собой”. Сегодня много говорят о лидере-слуге, но в иерархической парадигме лидер-слуга – это просто хороший и добрый начальник. Если пастор хорошо относится к людям, искренне старается им помочь, то его называют лидер-слуга. Если же он самодур и ранит людей вокруг себя, то хоть это и плохо, нам все равно говорят, что нельзя трогать “помазанника”, и что “Бог Сам с ним разберется”. Но при любом раскладе – это все равно начальник.

В Библии очень важен принцип первого упоминания. Когда что-то происходит в первый раз, в этом скрывается управляющий принцип для всех остальных упоминаний. Где в Библии упоминается первый случай рукоположения в церкви? В шестой главе Деяний, где были рукоположены семь человек. Рукоположены на что? На прислуживание вдовам за столом. Они были рукоположены на слуг, на официантов, а не на начальников, диаконов (как их понимают сегодня).

При всем этом в Библии много говорится о почете и уважении. Но при этом этот почет и уважение взаимны. “Подчиняйтесь друг другу”. У нас нет иерархии, но при этом нет и хаоса и беспорядка. Почему? Потому что мы любим друг друга. Почитаем друг друга. Уважаем друг друга. И хотим угодить друг другу. Например, среди друзей тоже нет иерархии, но это не значит, что друзья живут в хаосе и беспорядке. Почему же мы думаем, что если из церкви убрать иерархию, то ее захлестнет бунт и хаос?

Все эти современные учения о “помазанниках”, “духовных покровах”, “оруженосцах” – отход от ясного и недвусмысленного учения Иисуса. 

Мне как-то процитировали слова Павла, в которых он грозился прийти с важностью, как апостол Христа, с жезлом, и навести порядок. Разве эти стихи не говорят о том, что у апостолов есть власть управлять верующими? Я вспоминаю этот случай, потому что это яркий пример того, как Библия воспринимается сквозь призму нашей парадигмы. Чтобы понять эти слова Павла, нужно учесть исторический контекст. Павел пишет о своей власти коринфянам, к которым повадились некоторые товарищи, которых Павел саркастически называет “суперапостолами”. Это были люди, которые выдавали себя за апостолов и требовали от коринфян особого отношения и денег. Павел саркастически высмеивает коринфян за то, что они предпочли таких “апостолов”, таких “начальников” настоящим апостолам, которые были слугами среди них, ничего от них не требовали, а наоборот отдали им все, что у них было. “Неужели вам нужны такие “апостолы” – удивляется Павел – “неужели вы хотите, чтобы и мы пришли к вам с властью и жезлом и навели среди вас порядок железной рукой, неужели такого обращения вы ищете?” Этот же сарказм Павла перевернули с ног на голову и приписали ему взгляды на апостольство, от которых он сам пришел в ужас.

По-прошлому опыту я думаю, что, прочитав эту статью, многие забросают меня стихами, где, по их мнению, говорится об иерархии в церкви. Однако я убежден, что любые стихи нужно рассматривать сквозь призму ясных слов Иисуса об иерархии, а не пытаться обойти эти стихи, навязывая стихам о старейшинах, о апостолах и пастырях свою иерархическую парадигму. Проблема в том, что многим нужна иерархия. “Под кем-то” они чувствуют себя в безопасности. У них возникает иллюзия, что теперь они освобождены от ответственности за свою жизнь, и им это нравится. Вместо того, чтобы самому искать контакта с Богом, всегда есть пастор, который расскажет тебе Божью волю. Так спокойнее. И те, кто ищет внешнего спокойствия, всегда оправдают иерархию. Тот же кто ищет свободы, не побоится неопределенности, не побоится взять свою жизнь в свои руки, не побоится сделать Бога своим Лидером.

12 Responses to Нужна ли в церкви иерархия?

  1. wiktor11711:

    СУПЕР! СТАР! ОБЕИМИ РУКАМИ ЗА! И МОЛЮ ГОСПОДА ЗА ТЕБЯ БРАТ!!!

  2. KONSTANTIN:

    ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА ЭТО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТОРЫ.ВЫЙДЯ ИЗ ЕГИПТА, БЫВШИЕ КАТОРЖАНЕ В КОРОТКОЕ ВРЕМЯ, БЫЛИ ПРЕОБРАЗОВАНЫ В БОЕСПОСОБНУЮ АРМИЮ С ДИСЦИПЛИНОЙ, ПОРЯДКОМ И СТРОГОЙ ИЕРАРХИЕЙ,НО ДАЖЕ ЭТО НЕ СПАСЛО ИХ ОТ СМЕРТИ.МЫ ВСЕ РОДОМ ИЗ ТОГО ЖЕ ЕГИПТА,ТА ЖЕ ПЛОТЬ И ПРАХ.Я ДУМАЮ ТЕЛО МЕССИИ ЭТО ВОИНСТВО ГОСПОДНЕ!! ОНО НУЖДАЕТСЯ В ДИСЦИПЛИНЕ И РАЗУМНОМ УПРАВЛЕНИИ.

    • Сергей Кузнецов:

      верно- только в церкви эта дисциплина и управление исходит от святого духа, а не от иерархии

      • KONSTANTIN:

        В ЦЕРКВИ НЕ ВСЕ «КОРИФЕИ ДУХА»,БОЛЬШИНСТВО НЕОБХОДИМО ВЕСТИ ЗА РУКУ. ВАМ ИЗВЕСТНА ЦЕРКОВЬ В КОТОРОЙ УСПЕШНО РАБОТАЮТ ВАШИ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ? ГДЕ ПАСТИРИ ТОЛЬКО СЛУГИ ЛИШЕННЫЕ ВЛАСТИ,А ДУХ БОЖИЙ ЛИЧНО КОМАНДУЕТ НОВООБРАЩЕННЫМИ ?

  3. […] подтверждение мыслям, приведенным в моей статье «Нужна ли в церкви иерархия?», хочу привести выдержки из воспоминаний Бартлемана, […]

  4. graftio:

    Конечно церкви иерархия не нужна, в прочем как и сама церковь, потому, что существование бога не доказано.

  5. Владимир:

    Иерархия прописана библией, но только она, если бы шла как учил Иисус, старший был бы слугою, было бы все нормально, но мы имеем иерархию князей, которым люди служат.

  6. vera:

    Иерархия в церкви не нужна!Каждый истино верующий человек ,стремиться лично знать БОГА и если он имеет личные общение с НИМ — это и есть для него власть которой он подчиняеться и исполняет то что говориться в Божьем Слове.

  7. Бэлла:

    В любви нет власти, ибо ее мотивы — всегда благо, нет смысла прибегать к авторитету. Когда народ Божий захотел царя, Бог не был «за», и объяснил почему.

Оставьте комментарий